Шарж - это одна из разновидностей карикатуры. Напомню, что карикатура (опр.) - это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением по мнению некоторых неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
Шарж отличается от карикатуры по следующему признаку:
• Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех шаржа чисто приятельский.
• В шаржах должны подчеркиваться достоинства человека, а не его недостатки
Когда нужно рисовать быстро, есть особые техники рисования шаржей. Хочу показать способ, как это делаю обычно (но не всегда) я.
Мой учитель, художник-шаржист говорил, что шарж это иллюстративный портрет, но с более грубыми очертаниями. Не стоит что-то увеличивать человеку или уменьшать, а если и стоит, то на "считанные миллиметры". Шарж должен быть похож более на мультик, чем на страшную "куклу". Шарж не должен обидеть человека.
Я часто вижу карикатуры, выдаваемые за шаржи, и резко преувеличенные черты лица в шаржах, и людям многим нравится и такой вариант. Но все же я стараюсь следовать советам своего учителя (тем более он преподавал в одном из очень серьезных вузов) и делать более добродушный шарж. Но если интуиция подсказывает мне, что изменение черт лица не обидит человека, то я с удовольствием меняю черты.
Для примера в данной статье я использую фото Джима Керри, но точно также можно рисовать с натуры.
Материалы, которые понадобятся:
- ретушь или твердый уголь
- пастельный карандаш или мягкий уголь (нужно подобрать твердый и мягкий материалы так, чтобы один легко ложился на другой)
- бумага
- планшетка
- ластик
Ход работы
Если вы рисуете с натуры, надо заставить человека улыбнуться. Обычно люди не могут долго держать улыбку, не расслабляясь, а если и могут, то при напряжении улыбка легко превратится в оскал. Поэтому сразу намечаем мимику, чтобы ее не потерять. Лучше дать в дальнейшем человеку возможность отдохнуть, и потом попросить улыбнуться ещё. Я же сейчас рисую с фото и могу спокойно, не спеша, зарисовать мимику.
Последние годы плохо дружу с мягкими углями из-за их плохого качества и невозможности проработать ими детали в быстром темпе. Потому большую часть работы при рисовании быстрого шаржа выполняю практически твердым карандашом или ретушью.
Итак, первым делом намечаю форму головы и фиксирую мимику. Мимику стараюсь наносить с присутствием элементарных линий построения. Иначе два глаза могут уехать, если, конечно, вы специально не меняете расположение глаз в шарже. Но если художник резко торопится, тогда можно работать и без линий построения наброском "на глазок", но тут уже нужно быть опытным человеком в этом деле.
Обычно мои шаржи начинаются с такого странного зрелища, ну а в случае работы с натурой по началу они могут выглядеть и более неаккуратно.
Следующим этапом я проверяю пропорции, делаю дальнейшие построения без натуры, пытаюсь разделить лицо мысленно на много геометрических частей и делаю остановку, доходя до области подбородка. Почему?
У каждого человека во внешности есть что-то, что делает его внешность именно его. Мне кажется у Джима Керри ярко выраженный подбородок, и его следует подчеркнуть.
Вдалеке предметы кажутся нам меньше. При улыбке Джима Керри нижние боковые части овала лица уходят чуть вдаль и становятся уже. Можно сыграть на этом моменте и еще больше увести эти части вдаль. При этом губы должны стать более выпуклыми, и зубы тоже. Щеки можно сделать округлее, а подбородок можно сделать чуть длиннее.
Я вижу, что Джим Керри немного потерял похожесть из-за искажений, поэтому делаю лоб чуть уже.
Такой вариант меня устраивает больше, далее я начинаю затенять. Для этого беру мягкий пастельный карандаш, который растирается пальцем.
Теперь растираем пастельный карандаш аккуратно пальцем или ваткой.
Добавляем штриховки и деталей.
Импровизируем смешное тело.
Так как шарж у меня быстрый и неаккуратный, предлагаю ему придать большего "хулиганства", заштриховав неаккуратно фон.