Самый распространенный вид пейзажной графики — это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером или углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению, сопровождают работу каждого мастера и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания завершенных произведений.
Но и сами эти наброски, выполненные мастерами, очень ценны. Подвижные, росчерковые линии передают непосредственность впечатлений и неповторимость переживаний художника-автора.
Рембрандт. Пейзаж. Офорт. Голландия. XVII в.
Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца XV в. появляются печатные книги, гравюрные описки становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха — графической разработанности и орнаментальности изображения.
Ю.И. Пименов. Разлив. Набросок пером. Россия. XX в.
Со временем самостоятельное значение графики только возрастало. В графике линия и разнообразный штрих постоянно сопутствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. Их ритмические построения позволяют создавать бесконечное разнообразие графнческих образов.
И.И. Левитан. Пейзаж. Набросок пером
Задания
- Выполни графическую работу «Весенний пейзаж».
Работа может быть выполнена самыми разными графическими материалами: простым карандашом. углем, тушью. Это может быть монотипия или гравюра наклейками, а также граттаж.
В. Ван Гог. Пейзаж. Набросок пером. Франция. ХIХ в.
Прежде чем начать работу, надо определить ее мотив и какое именно состояние и настроение ты хочешь передать. Опираться необходимо на реальное. пережитое тобой впечатление.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Гравюра. Россия. XX в.
Выбери, что в твоей работе будет главным, то есть центром внимания зрителя. Возможно, твой пейзаж будет разворачиваться вглубь, и поэтому тебе надо построить передний и дальний планы. Очень важно чувствовать ритм основных пропорций — он определит строй твоей работы. Теперь можно разрабатывать детали, создавая фактуры panюобразными штрихами, сочетая линии и пятно.
Е.И. Куманьков, Мост. Уголь. Россия. XX в.
- Сделай натурные пейзажные наброски и зарисовки карандашом или ручкой, Весеннее пробуждение можно увидеть и в городе. Испытай свое умение наблюдать и поэтически видеть окружающий мир.
- Выполни графический пейзаж в технике граттажа или монотипии.
Н.С. Гаев. Очарование. Гравюра. Россия. XX в.
Граттаж (в переводе с французского языка — «царапать») — это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острием резака бумаги, закрашенной тушью. Под тушью может быть еще слой подкраски цветными карандашами или акварелью.
Ю.И. Пименов. Пейзаж. Набросок пером
Монотипия выполняется так. Покрой влажной и густой краской лист бумаги (или пластмассовую дощечку), положи на нею еще лист бумаги и нарисуй на нем сверху карандашом линейный рисунок. Затем прогладь его пальцами или боком ладони там, где это имеет смысл, с разной силой нажима. Теперь аккуратно сними листок с отпечатком пейзажа. Эта техника требует умения экспериментировать.