Для любознательных: "Пропорции лица и длина носа".

 

О пропорциях и длине носов.

Нос является своеобразной «точкой отсчета», осью симметрии. Он — как нулевой меридиан, от которого исчисляются в обе стороны все расстояния. Однако, восхищаясь этим чудом природы, не будем забывать, что в любом разговоре о пропорциях мы ведем речь об идеальном лице или фигуре и берем только одну из многих систем отсчета — обычно самую простую.

На роль «натурщика» я выбрал американского ученого и дипломата Бенджамина Франклина, бюст которого изваял французский скульптор Гудон.

1. Горизонталь. Деление лица на три части

Вот перед нами анфас. Высота носа укладывается на лице ровно три раза: от переносицы до корней волос (А), собственно в свою высоту (Б) и от корня носа до конца подбородка (В). Это что касается лицевой маски.

2. Горизонталь. Деление головы на две половины.

Всю же голову можно разделить на две равные высоты по линии, проложенной через углы глазных орбит. Одна — от темени до глаз (Г) и вторая — от глаз до края подбородка (Д).

3. Вертикаль. Деление с опорой на длину глаза

Здесь за единицу отсчета возьмем глаз, точнее, его длину от внешнего до внутреннего угла (Е). Если начать делить лицо на вертикальные области, ширина которых равна этому параметру, то таких областей получится пять: первая — от крайней точки головы до внешнего угла глаза (Ж), вторая, равная ширине самого глаза (Е), и еще одна — от внутреннего угла одного глаза до симметричного ему угла другого (З). Эта последняя включает в себя нос, и через ее середину проходит вертикальная ось симметрии лица. Остальные две области, во всем подобные двум первым, занимают, как вы понимаете, другую половину лица.

4. Равенство длины рта и расстояния между зрачками.

Возьмем вертикальную область, включающую всю ширину рта — от уголка до уголка. Ее границы пройдут точно через центры глаз. Таким образом, длина губ равна расстоянию между зрачками. Конечно, это утверждение истинно далеко не во всех случаях, ибо мы вступили на территорию, на которой пропорциями управляют не кости черепа, а мягкие ткани лица, подверженные самым разным изменениям — в том числе мимическим и возрастным. Значительно портят «идеал» и индивидуальные, портретные черты. Скажем, так называемый «лягушачий рот» будет, естественно, шире оси зрачков, а рот «гузкой», напротив, несколько уже.

Однако данное правило все же полезно запомнить на тот случай, если вам надо будет оценить, насколько длина рта у конкретного человека отличается от «классической». Потому что само понятие характерной черты лица возникает там, где губы, глаза или, скажем, скулы начинают отклоняться от неких базовых пропорций.

5. Равносторонний треугольник: углы глаз — середина нижней губы.

Еще одна интересная зависимость: представим себе равносторонний треугольник и разместим его так, чтобы два его угла при основании легли на внешние уголки глаз. В этом случае вершина придется точно на середину нижней губы.

6. Прямая линия: скулы — кончик носа

Изумительно короткое правило: нижние края скул находятся на одном уровне с кончиком носа.

7. Профиль. Отношение высоты головы к ее глубине

Что касается профиля, то он предлагает нам два главных соответствия. Первое: расстояние от темени до края челюстного угла (И) равно расстоянию от переносицы до затылка (К).

8. Профиль. Квадрат Леонардо

И второе: расстояние от надбровной дуги до начала подбородка равно расстоянию от брови до начала уха (или, если говорить о костной основе головы, до места соединения скуловой дуги и вертикального отрезка нижней челюсти). Впрочем, попробуем упростить это тяжеловесное рассуждение. Представьте себе квадрат. Его верхний угол (Л) лежит на крайней точке надбровной дуги. Другой угол (М) приходится на точку, в которой валик нижней губы граничит с подбородком. А середина противоположной стороны (Н) окажется напротив центра уха.

Это соотношение установил великий Леонардо да Винчи, который как никто другой много занимался тем, что приводил пропорции человеческого лица (и, разумеется, всего тела) к некой единой, идеальной схеме. Большинство законов, о которых мы говорили в этом рассуждении, установил именно он. Ему же принадлежит предостережение, обращенное к тем, кто склонен слишком доверять цифрам: «...человек может быть пропорциональным и в то же время толстым и коротким, или длинным и тонким, или средним, и кто такого разнообразия не учитывает, тот всегда делает свои фигуры по шаблону, так что кажется, будто все это сестры, а это заслуживает всяческого порицания.»