Рабочая программа студии «M-art»


РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

Студия «M-art»

                                Учитель: Старцева Марина Сергеевна (1категория)                                     

Пояснительная записка

Рабочая программа- это нормативно управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Основная цель предмета «ИЗО» - развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыра­жения личности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.

Задачи предмета:

·           гармонизация эмоционального, духовного и интел­лектуального развития личности как основы  формирования целостного представления о мире;

·          развитие способностей к художественно-творческо­му познанию мира и себя в этом мире;

·         воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

·         овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

·          формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

·         знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

·           подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной тра­ектории.

Эти задачи решаются с учетом особенностей региона,  муниципального образования, образовательного учреждения.

 Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

 

Настоящая рабочая программа является продолжением основной программы по ИЗО и в системе дает возможность для углубленного изучения предмета. Разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы , утверждённой Министерством образования и науки РФ и ориентирована на работу по федеральному перечню учебников.

При работе по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя, методическая и вспомогательная литература, учебно-наглядные пособия, видеофильмы с учетом логики учебного процесса общего средне­го образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отно­шения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстро­ена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художест­венно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искус­ству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образо­вания и воспитания, а также многолетними традициями оте­чественной педагогики.

      Изучение изобразительного искусства в основной шко­ле направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-цен­ностных отношений, эстетического восприятия мира и ху­дожественно-творческой деятельности должны обрести но­вое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразитель­ного искусства, понимания роли искусства в жизни обще­ства.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литера­тура). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основ­ного и дополнительного образования через обращение к ре­ализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием ху­дожественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультиме­дийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

     Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

      Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

     При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

     Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

      Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

     Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

     Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

 

Результаты освоения учебного материала

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися УУД-личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1.  Российская  гражданская  идентичность  (патриотизм,  уважение  к  Отечеству,  к  прошлому  и  настоящему многонационального народа  России,   чувство ответственности и  долга  перед Родиной,  идентификация себя в качестве гражданина  России,  субъективная  значимость  использования  русского  языка  и  языков  народов  России,  осознание  и ощущение  личностной  сопричастности  судьбе  российского  народа).  Осознание  этнической  принадлежности,  знание

истории,  языка,  культуры  своего  народа,  своего  края,  основ  культурного  наследия  народов  России  и  человечества (идентичность  человека  с  российской  многонациональной  культурой,  сопричастность  истории  народов  и  государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального  российского  общества.  Осознанное,  уважительное  и  доброжелательное  отношение  к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  готовность  и  способность  осознанному  выбору  и  построению  дальнейшей  индивидуальной  траектории образования  на  базе  ориентировки  в  мире  профессий  и  профессиональных  предпочтений,  с  учетом  устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам  (способность  к  нравственному  самосовершенствованию;  веротерпимость,  уважительное  отношение  к религиозным  чувствам,  взглядам  людей  или  их  отсутствию;  знание  основных  норм  морали,  нравственных,  духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,  поведении,  расточительном  потребительстве;  сформированность  представлений об  основах  светской  этики, культуры  традиционных  религий,  их  роли  в  развитии  культуры  и  истории  России  и  человечества,  в  становлении

гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4.  Сформированность  целостного  мировоззрения,  соответствующего  современному  уровню  развития  науки  и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания  (идентификация  себя  как  полноправного  субъекта  общения,  готовность  к  конструированию  образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию

процесса  диалога  как конвенционирования интересов, процедур, готовность  и способность к ведению  переговоров). 

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном  самоуправлении  и  общественной  жизни  в  пределах  возрастных  компетенций  с  учетом  региональных, этнокультурных,  социальных  и  экономических  особенностей  (формирование  готовности  к  участию  в  процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в  непосредственное гражданское  участие,  готовность  участвовать  в  жизнедеятельности  подросткового  общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве  субъекта  социальных  преобразований,  освоение  компетентностей  в  сфере  организаторской  деятельности; интериоризация  ценностей  созидательного  отношения  к  окружающей  действительности,  ценностей  социального творчества,  ценности  продуктивной  организации  совместной  деятельности,  самореализации  в  группе  и  организации, ценности  «другого»  как  равноправного  партнера,  формирование  компетенций  анализа,  проектирования,  организации деятельности,  рефлексии  изменений,  способов  взаимовыгодного  сотрудничества,  способов  реализации  собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного  безопасного  поведения  в  чрезвычайных  ситуациях,  угрожающих  жизни  и  здоровью  людей,  правил поведения на транспорте и на дорогах.

8.  Развитость  эстетического  сознания  через  освоение  художественного  наследия  народов  России  и  мира, творческой  деятельности  эстетического  характера  (способность  понимать  художественные  произведения,  отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение  окружающего мира; способность  к  эмоционально-ценностному  освоению  мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в  общении с художественными произведениями, сформированность  активного  отношения  к  традициям  художественной  культуры  как  смысловой,  эстетической  и личностно-значимой ценности).

9.  Сформированность  основ  экологической культуры,  соответствующей  современному  уровню  экологического мышления,  наличие  опыта  экологически  ориентированной  рефлексивно -оценочной  и  практической  деятельности  в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной

деятельности). 

Метапредметные результаты Метапредметные  результаты,  включают  освоенные  обучающимися   межпредметные  понятия  и  универсальные учебные действия   (регулятивные, познавательные,  коммуникативные).

Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ,

синтезявляется  овладение  обучающимися  основами  читательской  компетенции,  приобретение  навыков  работы  с

информацией, участие   в  проектной  деятельности.  В основной  школе на  всех  предметах будет  продолжена работа  по

формированию  и  развитию  основ  читательской  компетенции.  Обучающиеся  овладеют  чтением  как  средством

осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего

актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У

выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,

гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

 

 При  изучении  учебных  предметов  обучающиеся  усовершенствуют  приобретённые  на  первом уровне  навыки работы  с  информацией  и  пополнят  их.  Они  смогут  работать  с  текстами,  преобразовывать  и  интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (ввиде плана или тезисов) и в наглядно -символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой

формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности;  в  ходе  реализации  исходного  замысла  на  практическом  уровне овладеют  умением  выбирать  адекватные  стоящей  задаче  средства,  принимать  решения,  в  том  числе  и  в  ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень  ключевых  межпредметных  понятий  определяется  в  ходе  разработки  основной  образовательной программы  основного  общего  образования  образовательной  организации  в  зависимости  от  материально-технического

оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий. В  соответствии  ФГОС  ООО  выделяются  три  группы  универсальных  учебных  действий:  регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.  Умение  самостоятельно  определять  цели  обучения,  ставить  и  формулировать  новые  задачи  в  учебе  и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.  Умение  самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей,  в  том  числе  альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять  необходимые  действие(я)  в  соответствии  с  учебной  и  познавательной  задачей  и  составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать  и  осуществлять  выбор  наиболее эффективных  способов  решения  учебных  и познавательных задач;

определять/находить,  в  том  числе  из  предложенных  вариантов,  условия  для  выполнения  учебной  и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

 выбирать  из  предложенных  вариантов  и  самостоятельно  искать  средства/ресурсы  для  решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении  учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать  свой  опыт,  оформляя его для передачи другим  людям в виде технологии решения  практических 8  задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в  процессе  достижения  результата,  определять  способы действий  в  рамках  предложенных  условий  и  требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять  совместно  с  педагогом  и  сверстниками  критерии  планируемых  результатов  и  критерии  оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить  достаточные  средства  для  выполнения  учебных  действий  в  изменяющейся  ситуации  и/или  при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать  связь  между  полученными  характеристиками  продукта  и  характеристиками  процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение  характеристик процесса для  получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.  Умение  оценивать  правильность  выполнения  учебной  задачи,  собственные  возможности  ее  решения.

Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  анализировать  и  обосновывать  применение  соответствующего  инструментария  для  выполнения  учебной задачи;

свободно  пользоваться  выработанными  критериями  оценки  и  самооценки,  исходя  из  цели  и  имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать  продукт  своей  деятельности  по  заданным  и/или  самостоятельно  определенным  критериям  в соответствии с целью деятельности;

обосновывать  достижимость  цели  выбранным  способом  на  основе  оценки  своих  внутренних  ресурсов  и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.  Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия  решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать  и  анализировать  собственную  учебную  и  познавательную  деятельность  и  деятельность  других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить  реальные  и  планируемые  результаты  индивидуальной  образовательной  деятельности  и  делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно  определять причины  своего  успеха  или  неуспеха  и  находить  способы  выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать  приемы  регуляции  психофизиологических/  эмоциональных  состояний  для  достижения

эффекта  успокоения  (устранения  эмоциональной  напряженности),  эффекта  восстановления  (ослабления  проявлений

утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.  Умение  определять  понятия,  создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое  рассуждение,  умозаключение  (индуктивное,  дедуктивное,  по  аналогии)  и  делать  выводы.  Обучающийся сможет:

  подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять  предметы  и  явления  в  группы  по  определенным  признакам,  сравнивать,  классифицировать  и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять  обстоятельства,  которые  предшествовали  возникновению  связи  между  явлениями,  из  этих обстоятельств  выделять  определяющие,  способные  быть  причиной  данного  явления,  выявлять  причины  и  следствия явлений;

строить  рассуждение  от  общих  закономерностей  к  частным  явлениям  и  от  частных  явлений  к  общим 9

закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 

самостоятельно  указывать  на  информацию,  нуждающуюся  в  проверке,  предлагать  и  применять  способ проверки достоверности информации;

  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи  и  отношения,  выявляемые  в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять  и  называть  причины  события,  явления,  в  том  числе  возможные  /наиболее  вероятные  причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать  вывод  на  основе  критического  анализа  разных  точек  зрения,  подтверждать  вывод  собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.  Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять  логические  связи  между  предметами  и/или  явлениями,  обозначать  данные  логические  связи  с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи всоответствии с ситуацией;

  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить  сложную  по  составу  (многоаспектную)  информацию  из  графического  или  формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм  действия,  исправлять или  восстанавливать неизвестный ранее  алгоритм  на  основе

имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на  основе предложенной проблемной  ситуации,  поставленной  цели  и/или заданных критериев  оценки

продукта/результата.

8.  Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

 

 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать  текст,  «переводя»  его  в  другую  модальность,  интерпретировать  текст  (художественный  и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non -fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

9.  Формирование  и  развитие  экологического  мышления,  умение  применять  его  в  познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: 

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; 

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: 

определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию  собеседника,  понимая  позицию другого,  различать  в  его речи:  мнение (точку  зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять  свои  действия  и  действия  партнера,  которые  способствовали  или  препятствовали  продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться

друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны

собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой

группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  соблюдать  нормы  публичной  речи,  регламент  в  монологе  и дискуссии в  соответствии  с  коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; 

 создавать  письменные  «клишированные»  и  оригинальные  тексты  с  использованием  необходимых  речевых средств;

использовать  вербальные  средства  (средства  логической  связи)  для  выделения  смысловых  блоков  своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать  оценочный  вывод  о  достижении  цели  коммуникации  непосредственно  после  завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

 

13. Формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования  информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)

. Обучающийся сможет:

  целенаправленно  искать  и  использовать  информационные  ресурсы,  необходимые  для  решения  учебных  и

практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать,  строить  и  использовать  адекватную  информационную  модель  для  передачи  своих  мыслей

средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные  технологии  (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-

аппаратных  средств  и  сервисов)  для  решения  информационных  и  коммуникационных  учебных  задач,  в  том  числе: вычисление, написание писем, сочинений,докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  создавать  информационные  ресурсы  разного  типа  и  для  разных  аудиторий,  соблюдать  информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

2. Содержания учебного предмета

 

Программа как учебного предмета «Изобразительное искусство» так и  изостудии ориентирована на развитие компетенций в области освоения  культурного  наследия,  умения  ориентироваться  в  различных  сферах  мировой  художественной  культуры,  на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной

культуры.  В  программе  предусмотрена  практическая  художественно -творческая  деятельность,  аналитическое  восприятие произведений  искусства.  Программа  включает  в  себя  основы  разных  видов  визуально-пространственных  искусств 

живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе

колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного

искусства  и  профессионально -художественного,  проявляющихся  и  живущих  по  своим  законам  и  находящихся  в

постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно -прикладного искусства); 

  художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); 

художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим  звеном  предмета  «Изобразительного  искусства»  с  другими  предметами  является  художественный

образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной

деятельности.

 Изучение  предмета  «Изобразительное  искусство»  построено  на  освоении  общенаучных  методов  (наблюдение, измерение,  моделирование),  освоении  практического  применения  знаний  и  основано  на  межпредметных  связях  с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

 Связующим  звеном  предмета  «Изобразительного  искусства»  с  другими  предметами  является  художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение  предмета  «Изобразительное  искусство»  построено  на  освоении  общенаучных  методов  (наблюдение, измерение,  эксперимент, моделирование),  освоении  практического  применения  знаний  и  основано  на  межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

 

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном

творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и

памятник  архитектуры.  Орнамент  как  основа декоративного  украшения.  Праздничный  народный  костюм    целостный

художественный образ. Обрядовые действия народного праздника,  их символическое значение. Различие национальных

особенностей  русского  орнамента  и  орнаментов  других  народов  России.  Древние  образы  в  народных  игрушках

(Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное,  стилевое и цветовое единство  в изделиях народных

промыслов  (искусство  Гжели,  Городецкая роспись,  Хохлома,  Жостово, роспись  по металлу,  щепа,  роспись  по  лубу и

дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. 

Виды изобразительного искусства и основы образного языка 

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.  Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы  цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на

плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. 

Понимание смысла деятельности художника 

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет  в  скульптуре.  Графический  портретный  рисунок.  Образные возможности освещения  в  портрете.  Роль цвета в портрете.  Великие  портретисты  прошлого  (В.А.  Тропинин,  И.Е.  Репин,  И.Н.  Крамской,  В.А.  Серов).  Портрет  в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).  Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет  и  содержание  в картине.  Процесс  работы  над  тематической  картиной. Библейские  сюжеты  в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические

темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой  Отечественной  войны  в  монументальном  искусстве  и  в  живописи.  Мемориальные  ансамбли.  Место  и  роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я.  Билибин,  В.А.  Милашевский, В.А.  Фаворский). Анималистический  жанр  (В.А.  Ватагин,  Е.И.  Чарушин).  Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных  искусств. Роль искусства  в организации предметно – пространственной

среды жизни человека. От плоскостного  изображения  к  объемному макету. Здание как сочетание различных  объемов.

Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство

художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон,  улица). Природа  и архитектура. Ландшафтный дизайн.  Основные школы  садово -паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII  - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. 

Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.

Художественная  культура  и  искусство  Древней  Руси,  ее  символичность,  обращенность  к  внутреннему  миру человека.  Архитектура  Киевской  Руси.  Мозаика.  Красота  и  своеобразие  архитектуры  Владимиро-Суздальской  Руси. Архитектура Великого Новгорода.  Образный мир  древнерусской живописи  (Андрей Рублев,  Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической  продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки,  буклеты).  Типы  изображения  в  полиграфии  (графическое,  живописное,  компьютерное  фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом  дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

Классицизм  в  русской  портретной  живописи  XVIII  века  (И.П.  Аргунов,  Ф.С.  Рокотов,  Д.Г.  Левицкий,  В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века  (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).  Жанровая  живопись  в  произведениях  русских  художников  XIX  века  (П.А.  Федотов).  «Товарищество передвижников»  (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).  Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.  Саврасов,  И.И.  Шишкин,  И.И.  Левитан,  В.Д. Поленов).  Исторический жанр  (В.И. Суриков).  «Русский  стиль»  в архитектуре  модерна  (Исторический  музей  в  Москве,  Храм  Воскресения  Христова  (Спас  на  Крови)  в  г.  Санкт  - Петербурге).  Монументальная  скульптура  второй  половины  XIX  века  (М.О.  Микешин,  А.М.  Опекушин,  М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель).  Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира  и  их  роль  в  культуре  (Прадо,  Лувр,  Дрезденская  галерея).  Российские  художественные  музеи  (Русский  музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно -творческие

проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.  Добужинский).  Опыт художественно -творческой  деятельности.  Создание  художественного образа  в  искусстве фотографии.  Особенности  художественной  фотографии.  Выразительные  средства  фотографии  (композиция,  план, ракурс,  свет, ритм и  др.).  Изображение  в  фотографии и в  живописи. Изобразительная  природа  экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.


4.      Список литературы.

Учебно-методический комплект

1.    Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010

2.    Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. – М. «Просвещение», 2009

3.    Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7-8 классы. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. – М. «Просвещение».2010

4.      Программы  основного общего образования по искусству (ИЗО)(М.:Дрофа, 2007).

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

 

Дополнительные пособия для учителя:

  Крестовская, Н. О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб.: Русский музей, 2007.

  Лорнц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М.: Эксмо, 2010.

  Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Йеменского / авт. - сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010.

  Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.

  Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова. 1". В. Старостина. - Волгоград: Учитель, 2009.

   Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.

   Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. - М.: АСТ, 2010.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.

   Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс : рабочая тетрадь / Н. А. Горяева ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем пучащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:




 

Средства обучения

1.Печатные пособия.

   Народные художественные промыслы России: каталог-альбом / ассоц. «Народные художественные промыслы России»; сост. В. П. Антонов. - М.: Интербук-бизнес, 2001.

   Художественные промыслы земли нижегородской; катал о г-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.

   Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: альбом / Т. И Емельянова. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

   Жостово. Декоративная живопись: альбом / И. Я. Богуславская. - М.: Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Кружева России. Вологодское кружево: альбом / М. А. Сорокина. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Павлопосадские шали: альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. - М. : Интербук-бизнес. 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»),

Искусство. Декоративно-прикладное искусство: учебный альбом из 6 листов. - М.: Спектр, 2007.

2.       Информационно-коммуникационные средства.

Искусство Древнего Египта (СD).

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).

3.       Технические средства обучения.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD. музыкальный центр.

4.       Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольбер

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

  Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение. 2007.

  Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского /авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.

  Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков /авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.

Дополнительные пособия для учащихся:

  Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.

  Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Средства обучения

1.       Печатные пособия.

   Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников : в 2 ч. - М.: Дрофа, 2006.

   Искусство. Цветоведение : учебный альбом из 18 листов. - М.: Спектр, 2007.

   Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов + 64 карточки). - М.: Спектр, 2008.

   Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов + 16 карточек). - М.: Спектр, 2008.

2.       Информационно-коммуникационные средства.

   Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

   Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).

   Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал (СD).

   Что такое искусство (СD).

   Великий Эрмитаж (СD).

3.       Технические средства обучения.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

4.       Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхргостыо и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.