Для любознательных: "Лепим нос".

 

Лепим  НОС.

Начнем потихоньку разбираться с носиками-курносиками. На первый взгляд о носах то и писать нечего: пупка себе и пупка в центре лица. Состоит из поребрика, шарика на конце и двух добавок в качестве ноздрей. Ну и конечно, дырки. В которые ковырять.

С другой стороны, наблюдая окружающую природу в виде носов сограждан мы рискуем оказаться перед перспективой никогда не закончить наш рассказ - оттого, что носы у всех разные. Можно сказать, индивидуального пользования. И рассказ о каждом типе носов займет уйму времени и места.

Мы же пойдем по совершенно практическому пути - наша задача - научиться изображать нос, а потом от общего попробовать перейти к частностям.

Способ составления носа из поребрика, шарика и двух добавочек мы рассматривать не будем. Я считаю его не очень удобным. Хотя бы потому, что изображая нос на очень маленькой модели, нам придется оперировать совершенно микроскопическими дозами материала, постепенно добавляя одну микродозу к другой и пытаясь составить из них что-то целостное.

Напротив, при работе над носом я выбираю способ иной: взять более крупный кусок материала и "отсечь от него все лишнее". При этом способе мы постоянно будем сохранять контроль над общим видом того носа, которых хотим получить, что имеет особенное значение в том случае, если нас интересует портретное сходство нашей модели с прототипом.

Для того, чтобы представить себе, как это делается, нам стоит обратиться к книге Эндрю Люмиса "Drawing Heads And Hands". На странице 33 мы находим plate 9 Basic and secondary planes of the head - основные и вторичные плоскости головы человека. В нем и скрывается тайна нашего подхода к лепке носа. Для начала мы создаем некую фигуру (я не знаю как ее точно называть: призмой ли или пирамидой?) в которую наш нос полностью вписывается.

Итак, мы видим на ней несколько плоскостей: вытянутая четырехугольная - спинка носа, треугольные по бокам от спинки, на нижней части носа три плоскости: одна соответствует перегородке и две - плоскости в которых расположены ноздри.

Все это - первичные или основные плоскости. Снова смотрим на идею, описанную у Люмиса и начинаем "отрабатывать" на носу вторичные плоскости - дополнительные поверхности, которые и приведут нас к тому виду носа, который нам требуется. Только в отличие от карандашного рисунка мы не будем в точности повторять вторичные плоскости, а будем сразу переходить к требуемым нам формам: плавным, округлым - таким как нам надо, но для того, чтобы не "потерять что-то в процессе" стоит просто внимательно изучить схему и помнить где и какие вторичные плоскости носа должны быть.

В результате у нас должно получиться что-то такое:

Теперь можно переходить к частностям.

Частности заключаются в деталях: размерах кончика носа, его соотношении с другими деталями: крыльями носа, формой и величиной спинки, формой перегородки и т.д. И главное: формой нашей изначальной конструкции - пирамиды ли призмы, из которой мы будем ваять этот самый нос.

Никакой внятной классификации носов по форме, размерам, загибу клюшки и т.д. мне так найти и не удалось. Наверное разве какой милицейский фоторобот в этом поможет. Но все же довольно полезной в этом отношении является книга Джека Хамма (Jack Hamm - Drawing The Head And Figure). В ней он представляет и главное - описывает различия между разными формами носов, показывает отличия женского носа от мужского и вообще дает пытливому уму немало полезной информации для первоначального ознакомления.

Мне показалось, после прочтения материалов Джека Хамма, что в виду безобразного многообразия форм носа, нет смысла сидеть и месяц за месяцем лепить новые и новые носы различных конструкций, но будет достаточно, если скульптор сам научится описывать нос словами, каждую деталь выражая каким-то понятным определением. Например кончик носа может быть большой, округлый, клиновидный, загнутый вниз, раздвоенный, тяжелый, маленький, точечный. Крылья носа тоже можно как-то описать: крупные, маленькие, вытянутые, угловатые, сплюснуты и так далее. То же и о носовой перегородке: свисающая, угловатая, плоская, закругленная. Плоскость ноздрей можно охарактреизовать их углом и размером самих ноздрей. Ну и спинка носа: вогнутая, прямая, выгнутая, изломанная и так далее.

Такая способность описать увиденный нос поможет вам правлильно воспроизвести эти характеристики на модели. Я же просто повторил несколько первопопавшихся носов, описанных у Джека Хамма. Главным образом там речь идет о разнообразии кончиков носов. Кое-где я в уголке снабдил модель небольшой дополнительной моделькой основных плоскостей носа, от которых я и начинал работу над каждым из носиков.

Этот нос можно охарактеризовать как "заостренный кончик, плоская перегородка, относительно ровная плоскость ноздрей"

Тут - клиновидная форма кончика носа.

Курносый нос.

Нос с приподнятыми крыльями - выставляющий ноздри на всеобщее обозрение.

Ноздри наклонены кпереди-книзу.

После нескольких таких попыток воспроизведения носов по книжке, я уже перешел к вольным упражнениям на свободжную тему. Главное - весь ход работы начинался с пирамиды и определения основных плоскостей.

Нос после травмы хрящей - весьма достойный нос для воина. Что-то подобное, если кто помнит, было у славного капитана сборной СССР по хоккеею Бориса Михайлова .

Еще какой-то неизвестный нос. Все это уже делается для отработки техники лепки. Чисто упраженния в стиле упал-отжался.

Устала правая - работаем левой. Находим в Сети фотки знаменитых чернокожих деятелей, и лепим, лепим.... Для одного из этих носов позировал Эдди Мерфи, для еще одного - Кофи Аннан.

Вот такие африканские носы :O)

Как я уже многократно говорил, вся работа начинается с выстраивания пирамиды (позвольте мне, малограмотному называть ее пирамидой), которая описывает нос нашей модели. При этом, повторю, ежели кто еще не понял секрета, у каждого человека с его индивидуальными размерами и формой носа такая пирамида будет разной.

Теперь перейдем непосредственно к делу. Я демонстрирую модель довольно крупную, вся высота этого носа от кончика до преносицы примерно дюйм. Такая крупная модель требует больше времени на работу, но для тренировки я предлагаю вам, тем кто пожелает повторить эти опыты, делать это все на крупных моделях, чтобы нос этот был не меньше сантиметра-двух в высоту. А потом уже будет совсем нетрудно перейти и к нашим мелкоскопическим модельным масштабам. При этом вне зависимости от размеров вашей фигурки весь подход к работе над носом останется совершенно без изменений.

Вот заготовлена пирамида для довольно абстрактного носа. После первой дюжины тренировочных носов я уже стал немного филонить, не особо заморачиваясь точностью и гладкостью граней и ребер пирамиды. На первых порах и на маленьких моделях этого надо избегать: лучше выстроить гладкую, ровную и красивую пирамиду, чем переделывать снова и снова кое-как слепленную.

На этом снимке вы видите - определены плоскости в которых лежат ноздри и определена плоскость перегородки.

Подготовительный этап закончен. Теперь намечаем дополнительные линии: ширина спинки носа и высоту крыльев. Заметьте, что ширина спинки носа у разных людей может быть разной, обычно она тоньше у женщин. Нос с тонкой спинкой производит какое-то впечатление изящного благородства. Кроме того, ширина спинки носа не одинакова на всей его протяженности. У многих людей имеется заметное утолщение в месте, где костная часть переходит в хрящевую. Вот и на снимке, если приглядитесь, линии, определяющие ширину спинки носа идут такой своеобразной "елочкой", в самом широком месте, стало быть, начинается хрящевая часть носа.

Теперь мы приступаем к собственно лепке. На такой крупной модели всю работу можно проделать пальцами, на маленьких - стеками или шейперами. Надо аккуратно, сохраняя симметрию конструкции "согнать" избыток материала с боков носа в сторону лица. Главное - не резать ничего скальпелем или другим острым инструментом. Все - мягко, с любовью. Перегоняем материал с одного места на другое. Получаем более тонкий нос. Чуть-чуть можно придать нужную форму кончкику носа, но по-настоящему им займемся позже.

После того как мы полностью довольны тем, как "отработали" спинку носа, переходим к его кончику и придаем ему требуемую форму согласно нашему замыслу.

Закончив с кончиком, начинаем заниматься крыльями носа. Скругляем заднюю часть крыльев, ту, которая прилежит к лицу. Во-вторых, намечаем еще одну плоскость по нижнему краю крыльев носа. Эту плоскость сейчас хорошо видно на снимке.

В процессе работы стоит время от времени отвлекаться и проверять общий вид носа - его симметричность и общее соответствие задуманному. Здесь, как видите, проявилась несимметричность крыльев носа. Если во время не заметить, то нос рискует так и остаться кривым.

Вот какой клюв получается!

Закончив с верхними и боковыми поверхностями переходим на нижнюю сторону носа. Нам осталось изобразить ноздри и подправить носовую перегородку. Глубоко ноздри просверливать нет необходимости. Слишком глубоко внедряя инструмент в ноздрю мы рискуем деформировать внешние контуры крыльев носа. На такой крупной модели я пользовался петлей, чтобы выбрать небольшой объем материала из ноздри.

Вот, практически и закончена работа над носом. Конечно, надо снова проверить его симметричность и аккуратненько загладить его. А в самом конце работы - убрать излишек материала, согнанный на лицо. При этом заметьте, что материал обрезается не у самых границ носа, а сеогнанный материал образует еще одну вторичную плоскость в месте плавного перехода носа в лицо.

Приделываем нос к голове

Берем голову. Заметьте, это - новая голова, не из тех, что я демонстрировал вам прежде, а слепленная специально по случаю такого праздничного мероприятия и снабжена всеми полагающимися выпуклостями на черепе. Повторенье, как говорится - мать!

На реальных моделях я обычно делаю нос - самой первой деталью, затем идет верхняя губа, затем все остальное, а выпуклости лба идут далеко позади. Но у каждого может выработаться свой привычный порядок работы над головой. Вдобавок, обычно, работая с эпоксидными патти, перед тем, как прилепить новый кусок материала, я обычно делаю глубокую вертикальную борозду на мете будущего носа для того, чтобы как-то увеличить площадь сцепляемых поверхностей.

Из большой безобразного вида калабахи при помощи скальпеля и гладилки формирую уже понятную вам пирамиду со всеми первичными плоскостями. Это - единственный момент в работе над носом, когда я использую режущий инструмент.

Дальше, наверное, нет смысла еще раз описывать весь процесс в подробностях. Здесь снят какой-то промежуточный этап. Оформлена спинка носа, видите, как рядом с носом на лице появились новые "наплывы" материала, согнанного туда с боков клювика модели.

Здесь уже видно, как появились ноздри, а это происходит тогда, когда практически все формы нос уже приданы. Вдобавок, чуть не забыл сказать... Обратите внимание на рисунках из учебников, на переносицу. Самое узкое место - располагается ровно на той линии, где находятся глаза (а мы помним из самого первого урока, что это ровно середина головы). Ниже нее начинается сам нос, а вверх она уходит расширяясь и соединяется с надбровными дугами. Не должно быть так, что нос "врастает" в лоб, наползая на него. Нос должен уходить под надбровные дуги. Надбровные дуги у мужчин слегка нависают над переносицей. У женщин такое нависание выражено минимально, если вообще заметно.

Перез завершением работы над носом надо аккуратно убрать излишки материала вокруг носа и можно считать работу над носом законченной.

И напоследок еще один снимок - чем все это было сделано: один из моих любимых самодельных шейперов.

В заключение урока я хочу обратить ваше внимание на то, что практически ни слова не было сказано о размерах, пропорциях , ширине-высоте носа. Носы по своим размерам могут очень широко варьировать, поэтому я не вижу смысла в том, чтобы устанавливать какие-либо строгие пропорциональные соотношения, какие мы часто видим в учебниках по рисованию, где утверждается, что ширина крыльев носа четко соответствует ширине между внутренними уголками глаз. Это не так. К примеру можно найти портрет того же Кофи Аннана. Даже у многих европейцев это правило не всегда соблюдается. В процессе подготовки к этому уроку мне приходилось видеть и такие носы, которые были уже указанной ширины. Главное - чтобы размеры носа вашей модели были сообразны персонажу.