Городской пейзаж.

 Город — это не мир природы, но виды города принято называть городским пейзажем. И конечно, чем большее значение в жизни людей приобретал город, тем более значимое место он занимал в творчестве художников. Впервые достоверное изображение города появилось в период готики.

В искусстве Возрождения, а затем и в более поздние времена художники, увлекаясь пространственными перспективными построениями, часто изображали несуществующую, придуманную архитектуру. Потом появились мастера, которые, наоборот, создавали очень точные панорамные городские пейзажи. Они получили название ведута.

А. Лоренцетти. Аллегория доброго правления. Фреска. Италия. XIV в.

П. Гонзага. Архитектурная фантазия. Россия. XIX В.

В русском искусстве одним из первых мастеров городского пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев, В 1800 г. он получил задание императора Павла I запечатлеть виды Москвы, исполнение которых принесло ему широчайшую известность. Он оставил нам яркий образ Москвы еще до пожара 1812 г. А Петербург он изо6ражал совсем по-другому, подчеркивая спокойствие и строгое величие его видов.

Ф.Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. Масло. Россия. XIX в.

Совершенно новое значение образ города приобрел в творчестве художников, создавших объединение вокруг журнала «Мир искусства» (с 1898 г). Город здесь обрел таинственную одушевленность, изменчивость настроений.

Ф.Я. Алексеев. Улица в Москве Акварель

А в творчестве бельгийского художника Ф. Мазереля громады города-монстра подавляют человека, лишая его естественной, размеренной жизни в природной среде.

Ф. Мазерель. Город. Окна. Гравюра. Бельгия. XX в.

В русском искусстве XX в. изображения города чрезвычайно многолики и в живописи, н в графике. Городской пейзаж сегодня привлекает внимание очень многих художников, ведь большинство людей живет в городах. Ныне города — этo ритмы стандартных многоэтажных домов, но еще остаются уютные улицы с небольшими и разнообразными постройками. Художников всегда привлекает разнообразие этих форм и конструкций. Увлекателен и сам быт этих улиц, наполненных непрерывным движением.

А.Б. Кокорин. Улица Москвы. Рисунок пером. Россия. XX в.

Задания

  1. Рассмотри графические зарисовки города, они выполнены в разной технике. Сделан в свободное время несколько зарисовок реальных улиц. Тема работы может звучать так: «Наш город» или «Улица моего детства». Твоя главная задача — образное решение города, умение по-новому его увидеть. Не надо слишком сосредотачиваться на учебной задаче построения перспективы и перечисления всех деталей. Изучение произведений многих художников, которые прекрасно знали и умели использовать все законы перспективы, показывает, что они порой их нарушали ради выразительности образа: то стены и своды вздымаются выше, чем по правилам, то высокий горизонт уводит нас в глубь двора или уютной улочки. Очень важно умело выбрать наиболее интересную точку зрения и увидеть все в целом.

    И помни: умный поэтический вымысел может быть правдивее дотошной точности.

В.А. Фаворский. Вид на Новоспасский монастырь. Гравюра. Россия. XX в.

2. Создай городской пейзаж в технике аппликации. Подбери бытовую бумагу разной фактуры двух - четырех цветов. Вырезая силуэты, совмещая и накладывая их друг на друга, дополняй более мелкими ажурно вырезанными деталями или графическими дорисовками. A еще лучше включить в коллаж и объемную бумажную пластику.

Это задание может быть выполнено как коллективное панно.