Манухина Таисия "Иллюстрация книги" 20-21 гг.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей звездный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект по ИЗО

Иллюстрация книги

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Манухина Таисия

Ученик 9.2 класса.

Руководитель:

Старцева М.С.

Учитель черчения и ИЗО.

Хабаровск 2021

1

Содержание:

1.     Титульный лист                                                                                      стр. 1

2.     Содержание                                                                                            стр. 2

3.     Введение, актуальность                                                                      стр. 3

4.     Цель, задачи                                                                                           стр. 4

5.     Что такое иллюстрация и ее виды                                                    стр. 5

6.     Выбор книги для дальнейшей иллюстрации                                стр. 6

7.     Разбор иллюстраций в книге, интервью с художником иллюстратором                                                                                      стр. 7

8.     Выявление ошибок в иллюстрациях книги                                    стр. 9

9.     Выбор и освоение графического   оборудования                       стр. 10

10.Разработка иллюстраций                                                                  стр. 11

11.Заключение                                                                                           стр. 12

12.Список литературы                                                                              стр. 13

 

Введение:

  Прочитав очередную книгу, я задумалась: как люди создают иллюстрации для произведений, для чего нужны иллюстрации и какие их виды бывают.

Актуальность:

  Эта тема была актуальна во все времена, даже в современные люди нуждаются в иллюстрациях, поэтому информации на эту тему я смогу найти достаточно. Для меня эта тема стала интересна, так как я часто читаю книги и почти в каждой из них я видела разные иллюстрации с разными стилями и видами. Я задалась вопросом: смогу ли я сделать что-то подобное?

  Для этого я поставила себе несколько целей.


Цели:

1.     Разобраться в иллюстрациях

2.     Выбрать книгу для иллюстрации

3.     Иллюстрировать эту книгу

Что бы выполнить данные цели, я составила себе несколько задачь, на которые в дальнейшем я буду опираться.

Задачи:

1.     Разобраться что такое иллюстрации и какие их виды бывают

2.     Выбрать книгу для иллюстрации

3.     Ознакомиться с иллюстрациями в этой книге

4.     Выявить ошибки в иллюстрациях этой книги

5.     Освоить графическую аппаратуру

6.     Разработать собственные иллюстрации

 

Что такое иллюстрация и ее виды:

  Мной был прочтен довольно неплохой список литературы на эту тему (сайты, книги), в следствии этого, я сделала общий вывод:

  Иллюстрация (от латинского “illustratio” – освещение) – изображение, дополняющее или описывающее происходящее в книге, журналах, карикатуре и т.д. С помощью иллюстрации человек может полностью погрузится в происходящее в книге или других видах литературы.

  Иллюстрацией занимается человек отдельной профессии – иллюстратор. Задача иллюстратора – создать из мысли картину, дополняющую произведение, зачастую эта задача не проста, поэтому хорошие иллюстраторы   являлись и являются очень ценными людьми.

  Но какие же виды иллюстраций бывают?

Основные виды иллюстраций: 

  У иллюстраций, как я выяснила, существует довольно много видов и подвидов, так что перечисление всех их заняло бы у меня большое количество времени. Поэтому я решила разделит их на три основных вида:

1.     Фотография.

  Это фотография кого-нибудь или чего-нибудь, которая относится к тексту или ситуации в книге.

2.     График.

  Это обычно график или диаграмма, использующаяся в научных статьях или книгах.

3.     Рисунок.

  Изображение, нарисованное на тему происходящего в тексте, произведении или стихе.

  И значит из всего этого можно сделать вывод:

  Иллюстрация – это изображение дополняющее, описывающее произведение. Основными видами иллюстрации являются: 1. Фотография

  2. график

  3. рисунок


Выбор книги:

  Выбор книги дался мне не просто. Мой выбор колебался между русской классикой и зарубежными фантастическими книгами 19 века.

  Но в конце концов, мой выбор пал на книгу моего родственника Манухина Юрия Федорова “твердыня зыбкая моя”.

  Эту книгу я выбрала по многим причинам. Во-первых, эта книга была отличным шансом познакомится с корнями своей семьи. Во-вторых, иллюстрации к этой книге делала тоже моя родственница, Манухина Ольга Владимировна, так что я смогла бы спросить у нее о иллюстрациях и самом процессе. И наконец, я хотела получше познакомиться с творчеством Юрия.

    Немного об авторе этой книги:

  Автор книги, Юрий Федорович Манухин, приходится мне родственником, а если точнее двоюродным дедом по отцовской линии.

  Сам Юрий родился 23 апреля 1937 года в Хабаровске. В 60-ом году окончил Ленинградский Горный институт. В 1964 году уехал на Камчатку, где проработал 30 лет.

  Юрий Манухин влюбился в камчатку, именно про нее он и писал свои произведения. Писал в основном стихи, но повести тоже писал.

  Позже, в 1985 году Юрий Федорович был принят в члены Союза Писателей СССР. А в 1991 году перешел в созданную на базе группы “Апрель” организацию Союз российских писателей.

  Когда вышел на пенсию, переехал в Санкт-Петербург. И скончался там-же в 2020 году 23 Июня.

  Мной выбранная книга полностью состоит из стихов и песен. Когда я читала книгу, я поняла, что писатель умеет описывать природу и хорошо владеет словом.

  Мне очень жаль, что я не смогла поболтать с Юрием Лично, но ничего не поделать. Мне надо приступать к разработке иллюстраций книги.

 

Разбор иллюстраций в книге:

  В книге я насчитала 8 полных иллюстраций. Не считая концов и обложки, все они были вида “рисунок” и выполнены в черно-белом линейном стиле. Я решила задать несколько вопросов иллюстратору этой книги, Манухиной Ольге Владимировне, благо она тоже живет в Хабаровске.

    Интервью и иллюстратором книги:

  Вопрос 1. Почему вы выбрали именно такой стиль рисовки?

“У меня вышла своя книга и иллюстрации в ней заметил Юрий. Ему понравился этот стиль и он попросил меня работать с ним над этой книгой в этом стиле”.

  Вопрос 2. Что вы использовали при создании иллюстраций?

“Рисовала вручную тушью, потом сканировала и отправляла автору”.

  Вопрос 3. Именно автор попросил вас проиллюстрировать книгу или вы сами предложили это ему?

“Автор попросил меня проиллюстрировать его книгу. Юрию нравились мои работы, поэтому он предложил мне работать с ним”.

  Вопрос 4. Чем вы вдохновлялись, рисуя иллюстрации?

“Произведениями автора, мне нужно было почувствовать его вдохновение”.

  Вопрос 5. Что вы знаете об авторе?

“Писал от души, умел написать на тему, но в основном работал по вдохновению. Геолог, профессионал своего дела. Участвовал в проекте «Каждый геолог – поет» (альманах).”

  Вопрос 6.  Ваше мнение на стихи автора?

“Стихи очень нравятся, но с некоторыми могу поспорить. Его стиль письма узнаваем”.

  Вопрос 7. Занимаетесь ли вы иллюстрацией профессионально или же нет?

“Реализованных проектов нет, но рисунки и остальную деятельность можно найти в интернете. Иногда делаю бесплатно, ради интереса. Профессионально не занимаюсь.

  Вопрос 8.  Можете ли вы дать какие-либо советы по иллюстрации?

“Надо хорошо знать структуру книги, виды иллюстраций. Надо что бы автор сам говорил чего он хочет. Иллюстрации желательно делать по самому тексту”.

  Вопрос 9. Какие у вас возникали проблемы с иллюстрацией книги?

“Особых разногласий не было, но иногда возникали разногласия с автором”.

  Вопрос 10. Сколько времени у вас заняла иллюстрация книги?

“Примерно 3 месяца. Книга задерживалась и новые идеи возникали, ток что пришлось делать много правок. Автору нравились линейные рисунки и просил использовать больше символики”.

  Из этого интервью можно выделить главное:

Автору нравился черно-белый линейный стиль рисовки, следует знать книгу прежде иллюстрировать ее, примерное создание иллюстраций 2-3 месяца.

  Это пригодится мне в будущем.

Выявление ошибок в иллюстрациях:

  Особо сильных ошибок я не заметила, но есть недочеты, которые мне не нравятся и которые я бы хотела исправить.

  Начну с того, что иллюстрация к главе “весенняя женщина”, по моему мнению, не отображает главную мысль главы и не показывает ни женщины, ни весны, поэтому я хотела бы это исправить.

  Продолжу тем, что концы (маленькие иллюстрации в конце глав) кажутся мне однообразными. Дело в том, что все они выполнены в виде минеральных камней. Я понимаю, что Юрий был профессиональным геологом, но это же не значит, что он писал только про них, поэтому я бы сделала какое-никакое разнообразие концов.

  Закончу тем, что, по моему мнению, иллюстрация должна отражать главную мысль или тему произведения, но на иллюстрациях в книге изображено слишком много чего, именно по этому сложно сказать что вообще происходит на иллюстрации.

  Именно исправлением этих ошибок я и занялась.

 

Выбор и освоение графического оборудованья:

  Ольгой был сделан выбор рисовать иллюстрации вручную, на бумаге тушью. Это интересный ход и ни с кем спорить по этому поводу  я не собираюсь, но я решила пойти по более современному пути.

  Я решила использовать графический планшет. Мной был выбран планшет от фирмы «Wacom» так как отзывы говорили, что этот планшет легок в настройке и приятен в использовании, да и цена не кусалась.

  Проблема заключалась в том, что я использовала планшет впервые в жизни и не понимала всех тонкостей рисования на этом аппарате. Поэтому я решила сперва освоить этот планшет, а потом уже заниматься разработкой иллюстраций. Рисовать я решила в программе «fire alpaca», потому что она была бесплатная и похожая на ту программу для рисования, которую я использовала на телефоне.

  Освоение кистей, программ и учебы рисования на планшете заняло у меня примерно 4 месяца. Но в итоге я была готова создавать собственные иллюстрации.

 

Разработка иллюстраций:

  И так я преступила к работе. Хочу сказать сразу почему я выбрала именно “рисунок” как вид иллюстраций. Я не могла и не хотела делать “фотографию”, так как у меня нет дорогостоящего оборудования для красивого фото, тем более книга в основном про Камчатку, а в Хабаровске фото Камчатки просто невозможно сделать. “График” с другой стороны просто не подошел бы, так как в основном используется в научных журналах и книгах.

   По совету Ольги я решила прислушаться к желанию автора и сделать в том стиле, который понравился бы ему. И из интервью я узнала, что линейный черно-белый стиль очень нравился автору и поэтому я решила заняться именно им.

Ход работы: 

1.     Поначалу я бы хотела исправить ситуацию с “весенней женщиной” и нарисовать именно женщину. Мне понравилась идея с розой, поэтому я нарисовала девушку как бы обвитой лозами роз. Мне понравился результат последней попытки, так что я решила оставить ее. 

2.     Так же я хотела исправить ситуацию с концами, поэтому я создала 6 концов, чтобы ввести разнообразие.

3.     Мной было принято решение переделать иллюстрации двух глав: “эта дивная земля” и ”кредо”. Так как я посчитала их слишком перегруженными символикой и деталями.

Проблемы:

 Конечно, как и с каждой работой мне пришлось столкнуться с некоторыми проблемами.

  Основной проблемой было то, что я использовала планшет впервые в таком большом проекте и из-за этого было сложно привыкнуть к этому.

Так же первые версии моих иллюстраций я делала в другом стиле и они получились слишком выделяющимися, детальными и затратными в плане печати. Так что в дальнейшем мне пришлось все переделывать.

 

Заключение:

На весь проект примерно я потратила 5 месяцев. Итоги работы мне очень понравились. В конце всей работы мне удалось достичь все свои цели и задачи. У меня получилось узнать про иллюстрацию, узнать больше о своей семье, разработать иллюстрации и освоить графическую аппаратуру. Благодарю за внимание.


Список литературы и сайтов:

·        https://videoinfographica.com/illustration-types/: теория про иллюстрирование

·        http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=159: теория про иллюстрирование

·        http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson3/:                 теория про иллюстрирование

·        https://www.kamlib.ru/customers/literary_kamchatka/personalii/manukhin_yuriy_fedorovich: информация о Ю.Ф. Манухином

·        http://writers.ru/2020/06/26/: информация о Ю.Ф. Манухином

·        http://podkovapegasa.ru/: сайт О.В. Манухиной