Для любознательных: "Портретное сходство".

 

О портретном сходстве

Задумали портретную миниатюру. Как взяться за дело? Очевидно, следует рассмотреть «объект» и скрупулезно повторить все черты лица: чтобы нос как у него, губы, глаза... И в большинстве случаев ничего не выйдет. Потому что даже самые тщательное копирование отдельных деталей никогда заставит ваших почитателей задохнуться от восторга: «Ну совсем как живой!»

Отыщем кучу портретов

Взгляд прежде всего фиксирует детали, и именно их человек принимает за главные приметы, обеспечивающие сходство. Однако вы уже успели убедиться в том, что все частности «наложены» на некую основу, которая столь же индивидуальна, как и мелкие черты. Поэтому прежде чем приступить к созданию портрета персонажа, следует обязательно изучить особенности строения его лица. Предположим, вы работаете в идеальных условиях, и художники прошлого оставили вам множество изображений выбранного человека. Это, между прочим, не такая уж редкость. Многих великих людей современники рисовали, писали и лепили, буквально отпихивая друг друга локтями. К примеру, портреты Наполеона Бонапарта, собранные вместе, могли бы составить художественную галерею. Вот и не будем ходить далеко за примерами. Займемся «корсиканским чудовищем» (1). Посмотрим на них с прищуром.

Прежде всего, опираясь на накопленный опыт, разберемся с общей формой лица. Взяв в руки портрет (или открыв его в Интернете), сощурьте глаза, чтобы все мелочи размылись, растворились и осталось главное: соотношение форм (2).

Детали ушли, и перед вами совершенно определенно треугольное лицо, «стекающее» к узкому подбородку. Будет просто великолепно, если вы заметите еще одну характерную особенность этого портрета. Из глубоких глазных впадин резко выступают вперед скулы, начиная с которых форма лица «проваливается» в области рта, чтобы потом активно «вылететь» на узком и выдающемся вперед подбородке.

Построим лицевой угол

В профиль характерные приметы строения головы и лица определяются прежде всего по так называемому лицевому углу (3). Его образуют две линии, сходящиеся в корне носа. Первая идет от него к мочке уха, вторая — к краю надбровных дуг. Этот определяющий угол может изменяться от тупого через прямой к острому. Для европейца он почти всегда ближе к острому — 80–90о. А вот прославленный поэтами «греческий профиль» образует идеальный тупой угол.

Отягощенные этими знаниями, вы можете приступать к изучению мелких деталей.

Раскрутим цепочку деталей

Бросив взгляд на профиль императора, мы увидим, что впечатление «проваленного» рта у него возникает в том числе и из-за глубокой впадины между нижней губой и подбородком. Кажется, что человек поджал губу, отчего лицо приобрело то ли обиженное, то ли брезгливое выражение.

Упомянутая выемка не может, разумеется, оказаться просто провалом, ибо не стоит забывать, что под слоем кожи и мышц находится череп, строение которого не позволяет мягким тканям вести себя, как им заблагорассудится. Поэтому мы должны найти причину этой особенности. Она в том, что подбородок сильно выдается вперед и при этом круглится довольно массивной формой, «подпирая» нижнюю губу. Кроме того, у него посередине есть довольно глубокая ложбинка, которая также усиливает впечатление «поджатости».

Итак, искомая выемка возникла оттого, что подбородок выдвинулся вперед и своей массой придавил губу снизу.

Ответом выступающему подбородку являются скулы — мелкие и высокие, как бы наползающие на глаза, отчего кажется, что те глубоко ушли в орбиты.

Так, уцепившись за одну характерную черту, можно «раскрутить» всю цепочку, выясняя, почему некоторые черты лица имеют именно такой вид. И как на них влияют окружающие детали. И как они сами влияют на них. Таких узлов на лице бывает и несколько — весь вопрос в том, чтобы заметить их в общей массе и произвести над ними «логическую работу». Разумеется, при создании портрета не обойтись без знания анатомии, которое позволяет понять степень отклонения той или иной части от нормы. Что, собственно, и определяет индивидуальность модели.

Оскорбим Луи-Филиппа

С анатомией все ясно — запомнил и применил. А как научиться выделять необходимые детали? Как найти «смысловые узлы», отвечающие за портретное сходство? Есть способ — совершенно ненаучный, зато доступный каждому.

Рассмотрите портрет. Постарайтесь описать одним словосочетанием отдельные черты лица. Глаза глубоко посажены, губы тонкие, ниточкой, уголки их опущены, подбородок будто бы поджат. А еще лучше подобрать метафоры, описывающие интересующую вас деталь (а то и все лицо) через сходство с чем-либо. Прекрасный пример такого подхода — карикатура на короля Луи-Филиппа, которая появилась в парижской газете Le Charivari в 1834 году (4). Лицо как груша — ни прибавить, ни убавить.

Не беда, если метафоры эти будут обидными. Вряд ли дух Наполеона или Ивана Грозного предъявят вам ближайшей ночью иск об оскорблении личности. Можно даже прикинуть, какие черты вы бы использовали для того, чтобы нарисовать карикатуру на этого человека, как усилили бы их уникальность. Не бойтесь сделать образ несколько шаржированным: портрет, особенно в миниатюре — такое блюдо, приправу в которое лучше переложить, чем не доложить. Ведь если слабо подчеркнуть какой-то признак, он может смазаться и стать незаметным. Или заметным только вам — что практически одно и то же. Если же характер персонажа определяется именно этой потерянной черточкой, то о похожести речи уже идти не будет. Орлиный нос должен быть именно орлиным, а не, простите, «приорленным».

Придумаем герою обстоятельства

Черты лица — лишь три четверти дела. Для создания верного образа нужно еще многое знать о своем герое. Фигура. Рост. Характер, который влияет на жесты, позу, манеру держать голову и прочее.

Кроме того, персонаж не может существовать вне времени и пространства. Какой именно момент его жизни вам бы хотелось «увековечить» в пластилине? Обстоятельства, в которых вы видите своего героя, в значительно степени определяют и его облик, и общую композицию фигурки. Если ваша миниатюра будет называться, скажем, «Наполеон во время осады Тулона. Декабрь 1783 г.», то это добавит к восхищению вашей работой уважение к вам как к специалисту.

Покопаемся в куче портретов

И наконец, еще один аспект работы над историческим портретом. Начав собирать изображения определенной персоны, вы очень скоро испытаете недоумение: они могут оказаться настолько разными, что вам покажется, будто на них изображены совсем разные люди. И не удивительно. Всякий художник видит героя по-своему. У всякого свой процесс отбора деталей. Кроме того, если речь зашла о монархах и иже с ними, то не надо забывать: художнику часто приходилось создавать их идеализированные образы, на которых исчезали индивидуальные черты, не отвечающие господствовавшим в ту эпоху канонам. Именно так и появлялись греческие профили у далеких от греческих пропорций королей. Прекрасный пример: Наполеон, изваянный Антуаном Шоде (1). Другой, работы Антонио Кановы (5). И еще один (6) — бюст, некогда укрепленный на носу боевого корабля. Три портрета, на которых изображены три разных человека. Естественно, должен возникнуть вопрос: какое из них выбрать, приступая к работе над фигуркой?

Так как за давностью лет нельзя найти человека, который, основываясь на личных воспоминаниях, смог бы указать, какой из бюстов больше похож, то единственным критерием отбора должно стать ваше собственное видение данной персоны и ваше к ней отношение. Ведь наверняка в голове у вас сидит образ Наполеона, на который повлияли увиденные когда-то, пусть даже мельком, картины и скульптуры, а также вся сумма знаний о нем. Эти «вводные» и должны помочь сориентироваться в обилии источников. Молодой амбициозный генерал Бонапарт (7) — это одна группа портретов. Другая — исполненный величия император всех французов (8). Еще одна — отягощенный заботами и страданиями человек, проигравший последнюю битву (9). Так кого вы хотели сделать? Каков «ваш» Наполеон? Решили? Тогда за дело.

Присмотримся к знакомым лицам.

Но прежде выслушайте последний совет. Наверное, не раз и не два вам приходилось замечать, что случайный прохожий похож на кого-то, чья внешность вам хорошо знакома — родственника, приятеля, известного актера. Попробуйте вглядеться в это лицо и определить, от чего именно возникло подобное сходство. Возможно, это положение скул, или разрез глаз, или чуть скошенная на одну сторону линия рта. Такие упражнения необыкновенно полезны: благодаря им вы быстро научитесь выделять детали и с первого взгляда определять их параметры. А от этого уже всего один шаг до создания портретов.