Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

 Перспектива — учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Основные правила линейной перспективы тебе уже известны:

  • предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;
  • параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).

Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с горы. А при низкой точке зрения, когда линия горизонта расположена у нижнего кран картины, мы видим просторы небес. Посмотреть на землю сверху, подобно птице, или снизу, когда деревья выглядят большими и величественными — это выбор художника.

 

Низкий горизонт

Высокий горизонт

Точна схода, ее положение тоже сильно влияет на характер образа. Смешение точки схода от центра вправо или влево придает изображению ощущенне движения. Любое симметричное изображение — самое неподвижное.

Для изображения пространства нам также необходимы правила воздушной перспективы.

М. Хоббема, Дорога. Масло. Голландия XVII в.
(Справа схема построения перспективы в картине)

Воздух, заполняя все пространство, окутывает все предметы — то, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило: по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

М.Н. Воробьев. Итальянский пейзаж. Масло. Россия. XIX в.

Второе правило об изменении ивета предметов по мере удаления: окутанная воздухом даль голубеет. Вспомни о пространственных свойствах цвета: теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.

Художники эпохи Возрождения первыми разработали правило деления пространства на планы: ближний план — теплый и контрастный; средний — самый разработанный, тона мягче; дальний — светлый. обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

А. Карраччи. ПЕЙЗАЖ. Тушь, акварель. Италия. XVI в.

Проверяем свои знания

  1. Найди среди картин, представленных в учебнике, примеры высокой и низкой линии горизонта. Чем обоснован, по твоему мнению, выбор художником именно такой точки зрения? Вспомни случаи из твоей жизни, когда можно было рассматривать пейзаж сверху или, наоборот, когда природа представала перед тобой увиденная с низкой точки зрения.
  2. Подумай и объясни, как влияет на изображение природы выбор формата — горизонтального или вертикального, удлиненного или квадратного. Найди в учебнике соответствующие примеры картин.
  3. Для выполнения задания тебе потребуется только черная и белая гуашь (задание также можно выполнить углем). Сначала, плавно изменяя тон неба и земли от ближнего плана к линии горизонта, изобрази уходящее вдаль пространство, а затем наполни его; пусть извивается убегающая вдаль дорожка, а вдоль нее вырастают близкие и далекие деревья, При этом не забудь о правилах линейной и воздушной перспективы.