"Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира".


Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: вели­чественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очерта­ния цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.

Форма — это единство внутренней конструкции и внеш­ней поверхности объекта.

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.

Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, пти­цу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанав­ливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные ли­нии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе,— все это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатленных в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

Вот какие рисунки могут получиться, если кое-что дорисо­вать в случайных пятнах.


В природе и быту можно найти много подобий формы. По­хожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать много таких примеров.

  Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы различаем его форму. Сначала мы видим только точку, затем общие очер­тания и наконец детали. Внимательно вглядываясь в окружа­ющий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой создан­ной природой или руками человека формы лежат элементар­ные геометрические формы или тела.


На примере орнамента хоро­шо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометри­ческие элементы. Это происхо­дит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообра­зии. Посмотрите, каким не­обычным способом передал фор­му лица художник Дж. Арчимбольдо в картине «Вертумн». У этого художника много таких портретов, состоящих из фруктов, овощей и дру­гих предметов.



Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой.

Рассмотрите рисунок. Текстура подчеркивает в фигуре свойства диска, заштрихованный круг становится фигурой, тогда как соседнее изображение выглядит как круглое отверстие в окружающем фоне. Как правило, поверхность, заключенная в пределах определенных границ, стремится приобрести статус фигуры, при этом окружающая ее поверхность будет фоном.

В изобразительной деятельности, передавая форму предмета, мы не можем не учитывать значение фона. Каждый объект существует в нашем понимании только вместе с фоном, поэтому фон в картине, то есть пустота между предметами, приобретает равное значение с изображенными объектами. Сравните два изображения одних и тех же вещей, а именно позитивное и негативное, и вы увидите, что их форма воспринимается в определенной зависимости от фона.


Все изображенные отрезки прямых линий на рисунке равны между собой, но зрительно кажется, что левые длиннее правых.

В зависимости от направления взгляда рисунок воспринимается или как два человеческих профиля, или как сосуд.

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, харак­теризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидя­щую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и свето­тенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию.

Конструкция — это основа формы, костяк, каркас, свя­зывающий отдельные элементы и части в единое целое.

 

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо пред­ставить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разо­браться в конструкции предмета.

Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.  

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинирован­ными, имея в виду, что данный объект в своей основе пред­ставляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометричес­кие формы. Проблема заключается в следую­щем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалис­тического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувши­на, отбросив носик и ручку, то можно предста­вить, что горло — это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усечен­ных конусов.

Давайте сделаем анализ формы предме­тов, входящих в несложный натюрморт.




Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показы­вают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные — представляют силы внутри са­мого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лоша­ди и ее реалистическое изображение.

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно-пространственное изображение, перспективное сокращение по­верхностей. Голова лошади представляет усеченную пирами­ду, тело — цилиндр. 

Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание. Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предме­та могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком. Как изменилась его круглая форма!

А есть ли каркас у круглых предметов? Чтобы разобраться в этом, представьте себе, какая фигура получится при быстром вращении прямоугольника. Верхняя и нижняя стороны прямоугольника, передвигаясь, очертят окружность, в результате получится форма цилиндра. Легко убедиться, что круглая симметричная форма получается путем вращения, если понаблюдать за изготовлением посуды на гончарном круге или за вытачиванием детали на токарном станке.

Каркас рисунка круглого предмета состоит из средней ли­нии (оси вращения), кругов вращения и из линий, соединяю­щих эти круги и образующих контур предмета. Эти линии так и называются — образующие.

Современный уровень техники помогает художникам придумывать новые формы. Посмотрите какие удивительные рисунки можно сделать с помощью компьютерной графики. 

He правда ли, иногда архитектурное сооружение напомина­ет шар, а в конструкции дома можно увидеть подобие многим геометрическим телам.

Здания могут выглядеть как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусфе­ры, крыши некоторых домов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды.

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обте­каемая форма наилучшим образом подходит для полета.  

Стилизация формы. Стилизация означает декоративное обобщение и подчер­кивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объ­ема.  Одним из примеров стилизации может быть процесс созда­ния знаковых изображений в графическом дизайне. Отличи­тельные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.


Знак коренным образом отличается от конкретно-предмет­ного изображения, он только указывает или обозначает внеш­ние признаки какого-нибудь объекта.

Задание:
Разбейте сложную форму самовара, который представлен на данной картинке, на простые плоские геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция). На листе цветной бумаги на изнаночной стороне наметьте простым карандашом общую форму самовара как вы ее видите, затем прорисуйте составные части простой формы: трапеция, прямоугольник. Материал: альбомный лист А4, цветная бумага, клей карандаш или ПВА, ножницы. Вырезайте частями и сразу приклеивайте на альбомный лист, не все сразу, чтобы не перепутать детали. Оставьте небольшие зазоры между частями, чтобы было видно на какие части вы поделили форму.


Примеры работ (на примерах форма совсем других самоваров, не копируйте чужие работы):