Голова в целом, формы головы в фас и профиль.
Чтобы мы могли предметнее поговорить о том месте, в которое укладываются наши мозги, придется для началаа продемонстрировать, как быстро и изящно сделать заготовку для нее.
Знаю, что для многих из вас я не открою ничего нового, но все же, начнем ab ovo, то бишь от яйца. Способ надежный, опробованный и провереный по нескольку раз на дню в процессе подготовки к этим урокам.
Для начаала - скатываем шар. Что может быть проще?
Затем на этом шаре приплющиваем один уголок (вот Доктор дал! На шаре - уголок!) Таким образом мы обозначаем с одной стороны место лица, а с другой стороны - нижней челюсти.
На той части, которую мы назначили ниженй челюстью ровно посередине отмечаем еще одну линию снова вдавливаем. Все делается только пальцами. Никакого инструмента тут применять не надо, равно как и отмерять что-то по линейке - не надо!
Такми образом мы получили этакий проточереп - вид сбоку. Забавно, но он на самом деле напоминает по форме череп новорожденного: что-то такое с неразвитой лицевой частью и приплюснутым верхом.
Следующим этапом нам предстоит приплюснутую черепную коробку снова вернуть к форме шара, заодно немного сузим и вытянем лицевую часть. Возвращаем шарообразность затылку плюс вид сбоку и вид снизу: видна подковообразная заготовка нижней челюсти.
А затем насаживаем нашу заготовку на палочку. Так работать легче: не придется каждый раз лапать модель руками, когда не надо. Теперь пришло веремя проверить правильность размеров заготовки, сверившись с рисунком в нужном масштабе. Идеально заготовка должна быть по всем размерам: вертикальному и передне-заднему чуть-чуть меньше того, что должен получиться впоследствии.
Что еще? Я обычно сразу же делаю небольшие вдавления орбит и в области рта.
На этом мы закончили изготовление заготовки головы. На все-про все требуется не более пяти минут. Тем, у кого на выполнение такой задачи требуется намного больше времени, настоятельно рекомендую постоянно иметь с собой небольшой кусочек пластики и тренироваться на нем в любое удобное время.
Рассматривая учебники по рисованию гловы, вы увидите, что художники начинают с того, что рисуют шар, потом к нему что-то добавляют, потом что-то убавляют и так далее. Я, путем долгих экспериментов над собой пришел к выводу, что в скульптуре такой метод не совсем удобен и нам гораздо проще начинать с того, что от куска материала мы отрываем небольшой кусочек материала, нужного нам объема, а потом придаем этому объему нужную нам форму. Вот именно такая последовательность: объем, а затем переход к форме и составляют суть лепки.
Теперь будем использовать нашу заготовку, чтобы узнать новые тайны...
Для начала обратим внимание на то, что мы уже поговорили изрядно о способах разделения головы по вертикали. Мы представляем, где будут находиться глаза, брови, губы, где будет находиться нос... А вот о ширине головы до сих пор не было сказано ни слова.
Обратимся к учебникам по рисованию. И найдем там, что ширину шоловы художники измеряют шириной глаз. Пять глах - ширина головы! Хорошо же им, художникам. Но у нас ведь нет никаких глаз, чтобы мы могли померить, а потом сравнить!
Так и не будем мучаться, а обратимся к науке под названием антропология. Впрочем, чтобы не хаять огульно всех художников, стоит отметить, что в пятой главе книги Берна Хогарта "Drawing The Human Head" вы найдете исчерпывающие и хорошо проиллюстрированные объяснения того, о чем мы сейчас будем говорить.
Чтобы не путать вас всякими мудреными названиями вроде головной индек, лицевой индекс, он же лицевой указатель, я скажу проще: существуют три формы головы: брахицефалическая, она же "широкоголовый тип", когда ширина головы составляет примерно 4\5 её высоты. Глядя на такую голову мы отметим невысокий лоб, недлинный нос, более круглую или квадратную форму лица.
Вот примерно так будет выглядеть брахицефалическая голова. Просто приплюснем лицо сверху и снизу и она сразу станет выглядеть шире.
Противоположностью ей является долихоцефалическая форма черепа - длинноголовая или узгоколовая. При ней отношение ширины и высоты ближе к 3\4. Лоб уже и выше, удлиненный нос, узкая и удлиненная челюсть - черты присущие таким головам.
То, что лежит между этими двумя крайностями именуется мезоцефалической формой черепа.
Вот, практически все, что нам необходимо знать в этой связи. Я не делаю здесь акцентирования на то, что те или иные формы черепа присущи в большей или меньшей степени тем или иным расам, народам или племенам. Во-первых, в каждой из рас мы можем встретить все три типа голов. Во-вторых, подробное описание такого соответствия могло бы занять очень много места и вряд ли очень сильно мы в нем заинтересованы. И в третьих, эти знания регулярно используются для различных расистских спекуляций, выясняя, какая таки форма головы - самая-самая. Это тем более не то, что нам требуется. Зато в руках каждого из вас теперь имеется один из интересных параметров для наблюдения за головами людей, вас окружающих.
Теперь, когда нам стало понятно, что ширина головы является показателем довольно вариабельным, обратимся к рассмотрению ее профиля. Начнем с того, что усвоим общее представление о том, что такое лицевой угол. Снова не стану описывать множество авторских методов измерения головы и кучу различных способов ее измерения. Просто и практично: мы рассматриваем угол, образующийся при пересечении горизонтальной линии, соединяющей соединение носа и верхней губы и мочку уха и вертикальной линии, падающей из области между бровями и тем же соединением носа и верхней губы.
Для наглядности вам привожу вот такую схемочку:
Видим вертикальную и горизонтальную линии и угол их пересечения - прямой. Стало быть так и называется: прямой лицевой угол.
Немножко изменим форму профиля нашей заготовки. Для этого я наложил еще немного материала на область носа и рта. Получили косой лицевой угол
Можно наложить еще больше материала и получить вообще какой-то диагональный лицевой угол:
Вот, собственно и вся наука. Здесь вы уже и без моих подсказок заметите, что прямой лицевой угол больше напоминает лицо европейского человека, а диагональный чем-то ассоциируется то ли с индейцем, то ли с африканцем. Это более-менее общая черта, хотя, снова повторю, что такая черта - отнюдь не правило, поскольку имеет великое множество исключений.
Иногда, даже скажем, довольно редко, нам удастся увидеть и лицо с лицевым углом тупым, больше прямого. Такой тип можно порой увидеть у людей из юго-восточной азии, он встречается также на античных скульптурах (мне кажется, что на римских даже больше, чем на греческих). Вот примерно так это выглядит на моей модели:
На этом мы закончим наш третий урок. На следующем уроке мы тщательно обследуем форму и структуру нашего вместилица мозгов - черепной коробочки и пробежимся морщинами по лбу. А пока, в качестве домашнего задания - смотрите и наблюдайте. Если кому попадутся под руку какие-нибудь интересные снимки голов - милости прошу не стесняться и выкладывать в тему на форуме с вашими замечаниями и интересными комментариями.