Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала XIX в., тогда представления о красоте природы были романтическими -прекрасными казались лишь далекие теплые страны.
Впервые образ русской природы появился и творчестве А.Г Венецианова. Он создал на своих полотнах поэтический, идеальный, дышащий спокойствием мир сельской жизни, где нет страданий и тяжести труда. На поделке «Спящий пастушок» вместе с мальчиком тихо и светло дремлет безыскусная природа. Это скорее мечта, чем реальность, мечта о гармонии и счастье.
А.Г. Венецианов. Спящий пастушок. Масло. Россия. XIX в.
Григорий Сорока был талантливым ученнком Венецианова. Его картины полны тихой грусти и невысказанной печали. Человек и природа а этом мире подчинены единым законам, слиты. Он изображал родные места как часть мира, воплощающего счастье, которое, по его мнению, так и не удается найти в реальной жизни.
Г.В. Сорока. Рыбаки. Масло. Россия. XIX в.
Когда была впервые выставлена картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», ее назвали «весной русского пейзажа». А. К. Саврасов первый увидел окружающий мир задушевным взглядом простого человека и тем самым совершал чудо, он открыл людям глаза на удивительную красоту н поэзию того, что считалось некрасивым.
А.К. Саврасов. Грачи прилетели. Масло. Россия. XIX в.
Замечательный художник-пейзажист Федор Васильев прожил очень недолгую жизнь — вcero 23 года. Его работы воплошают тонкие наблюдения за изменчивостью приролы, передают ее дыхание, едва уловимые перемены погоды.
Ф.А, Васильев. Мокрый луг. Масло. Россия. XIX в.
С середины XIX в. начался расцвет русской пейзажной живописи. Перед художниками стояла задача раскрыть своеобразие красоты нашей земли, создать в искусстве ее поэтический образ, выражающим традиционные народные представления, отвечающий чувствам и пониманию жизни населяющих ее людей.
В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Oн воспел нашу природу как эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин, любовно возделанных человеком, и величием лесов.
И.И. Шишкин. Полдень в окрестностях Москвы. Масло. Россия. XIX в.
В своих картинах Шишкин радуется могучей силе произрастания и показывает русскую природу как великое благо, дарованное человеку. Шишкинский идеал — в неуемном размахе природы, в наслаждении богатством всего, что наполняет ее жизнью.
И.И. Шишкин. Дубовая роща. Масло
В приволье картин Шишкина огромная сила жизнеутверждения, не существовавшая до него в искусстве русского пейзажа. Его жизнелюбие выразилось не только в передаче величия природы, но и во внимании к ее самым малым деталям, так любовно изображаемым им.
И.И. Шишкин. Рожь. Масло
Самый проникновенный русский художник-пейзажист, несомненно, Исаак Ильич Левитан. И самый значительный.
Левитан — великий лирик. Ему нравились слова М. Ю. Лермонтова: «С природой одною жизнью он дышал...» Левитан обладал особой чуткостью в понимании состояний природы, они находили отклик в его душе. Для Левитана природа — второе «я». Он глубоко изучил ее и воплотил в высокой поэтической форме. В его картинах впечатлено самое характерное, понятное и близкое для всех, и в то же время это пейзажи настроении, в которых остро выражено личное чувство. Его живопись прозрачных чистых цветов мелодична, она сродни народной песне. В ней звучит и печаль, и нежность, и жажда воли. В пейзажной живописи Левитана как бы воплотилась русская песня и все то народное, глубинное, что составляет самую основу общей души.
И.И. Левитан. Бурный день. Масло. России. XIX в.
Первый период творчества художника проходил в основном в Подмосковье. Когда он приехал на Волгу, его поразили ее просторы. Здесь он обрел творческую зрелость, в работах стали чувствоваться философскиe настроения.
И.И. Левитан. Последние лучи солнца. Масло
Любимым местом Левитана, где ему лучше всего работалось, стал живописный городок Плес. Самые разные уголки Плеса и его окрестностей изображал художник. Одна из самых замечательных ею картин — «Вечерний звон». В ней передано ощущение природы, когда предзакатное успокоение дарит чувство тихой радости и вечерний звон колоколов плывет над землей, словно повторяясь в движении облаков н отражениях реки. Тихое, почти молитвенное состояние вызывает этот пейзаж...
И.И. Левитан. Вечерний звон. Масло
Отрадное приятие природы и взволнованность поэтического образа несет и себе картина «Весна. Большая вода». Она созвучна музыкальным образам П.И. Чайковского — великого композитора и современника Левитана.
И.И. Левитан. Весна большая вода. Масло
Самос; масштабное произведение Левитана — «Над вечным покоем». В картине воплотились размышления художника о противоречивости бытия, о вечности мира и бренности человеческой жизни и в то же время о силе вдохновения.
И.И. Левитан. Осенний день. Сокольники. Масло
Творчество Левитана оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу русской пейзажной живописи.
И.И. Левитан. Над вечным покоем. Масло
Задания
- Напиши красками пейзаж «Страна моя родная» или «Дали моей Родины», Сначала, опираясь на впечатления из своей жизни, выбери настроение, состояние в природе, которое ты хочешь передать. Какое это время года? У нас ярко проявляют себя все четыре времени года, природа каждый раз одевается в совершенно разные по цвету наряды, и в этой изменчивости ее особая красота. Как различаются по цвету весна и осень? Какой колорит может выразить весеннее настроение природы? Начни работу с изображения земли и неба, создавая общее колористическое настроение пейзажа, и лишь затем впиши в него деревья, реку, уходящую вдаль дорогу.
И.И. Левитан. Озеро. Русь. Масло
- Выбери описания настроения природы в стихах А.С Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и напиши пейзаж красками, стремясь через цвет и ритм построения своей работы передать поэтический образ.
- Напиши пейзаж-настроение «Весенний мотив», «Весеннее утро», «Весенний ветерок» или «В преддверии лета». Помни, что надо выразить состояние природы, отвечающее заданному поэтическому настроению, а не перечислять предметы и деревья. Тебе нужны краски гуашь с чистыми белилами в наборе, крупные кисти и большой лист бумаги.